Нано- и микросистемная техника
Русский
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
English
Содержание
Архив статей с 1999 г.
Поиск аннотаций и статей
Цели и задачи
Разделы
Ред. коллегия
Учредители
Подписка
Авторам
Этические нормы
Рецензирование
Обучение по НМСТ
Литература по МСТ
Полезные ссылки
Адрес редакции


Сделать стартовой
В избранное

Издательство "Новые технологии"
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)"
Институт сверхвысокочастотной полупроводниковой электроники РАН
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Южный федеральный университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники».
НПК «Технологический центр»
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Новосибирский государственный технический университет
Сибирский федеральный университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Дагестанский государственный технический университет
Новости

Интервью с Игорем Корнеевым – к.т.н., директором по научной работе АО «НИИМА «Прогресс», модератором секции «Навигационно-связные СБИС и модули»

Игорь Леонидович, секция «Навигационно-связные СБИС и модули» существует в программе научной конференции «Микроэлектроника – ЭКБ и электронные модули» с момента основания форума «Микроэлектроника». Все это время Вы являетесь ее модератором. Расскажите, пожалуйста, как секция проходила в предыдущие годы, чему были посвящены доклады.

Секция «Навигационно-связные СБИС и модули» уже четвертый год посвящена микроэлектронным компонентам и устройствам на основе микроэлектронных чипов. В этот раз традиционно будет сделан упор на навигацию. Именно в этой сфере российские разработчики добились наибольших результатов. В частности, успешным является направление «ГЛОНАСС», в котором мы соответствуем мировому уровню.
В прошлые годы участники представляли доклады по таким направлениям, как наземная аппаратура для «ГЛОНАСС» и GPS, система Galileo, микроэлектронные модули глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), аппаратура высокоточной навигации. Последняя с точностью до нескольких сантиметров может, например, обеспечить навигацию на поле, где работает сельскохозяйственная техника. Это позволяет аграриям экономить сельхозматериалы, семена, улучшать качество обработки. Часть докладов была посвящена поддержке российских производителей в этих областях.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об отечественных достижениях и текущей ситуации в направлении навигационно-связных СБИС и модулей.

Раньше в России навигационного рынка как такового не существовало. Мы сами его создали, и поначалу он на 100% формировался за счет собственных компонентов. Потом на него пришли зарубежные производители и вытеснили отечественных. За последние 6-7 лет наша доля сильно снизилась и сейчас составляет 0,3%. Теперь нам приходится бороться даже не напрямую с иностранными компаниями, а с автопроизводителями, которые предпочитают пользоваться их продукцией.
Если рассматривать модули ГНСС, то отечественные разработки выдерживают конкуренцию с импортными по техническим параметрам, но немного проигрывают им по цене. Причина очевидна: за рубежом такой продукции производится в десятки раз больше, чем в России. Чтобы нам приблизиться к таким партиям, нужна государственная поддержка в области сбыта. Увеличение продаж позволит уменьшить стоимость изделий.
Этот вопрос среди прочих поднимался на трех предыдущих форумах. На настоящий момент выпущено несколько постановлений Правительства РФ, в которых даны определения отечественного продукта и отечественной компании, описаны меры по их поддержке в рамках государственных и муниципальных закупок.
При этом все же основной рынок навигационных модулей формируется не за счет объемов, производимых в рамках гос. закупок. Большая часть изделий выпускается для проектов «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон». По нашим оценкам, для них в России требуется порядка двух млн навигационных модулей в год. На долю зарубежных изделий приходится 75% продаж на этом рынке. Оставшиеся 25% занимают три российские компании, которые, однако, не используют в производстве ни одного отечественного компонента.
В области высокоточной навигации ситуация другая: зарубежные разработчики продают свою продукцию дороже, пользуясь монопольным положением на рынке. Это открывает для российских производителей возможность выиграть конкуренцию за счет отличающейся в разы цены.
В связном направлении достижения отечественных разработчиков менее масштабны, чем в навигационном. Но шаги, безусловно, предпринимаются. Например, мы в НИИМА «Прогресс» работаем над собственным модемом на лицензионных зарубежных чипах. В этом мы следуем международной практике. Сегодня сотни разработчиков создают свои модемы на чипах, производимых всего несколькими компаниями в мире.

Какие у вас обязанности как модератора секции?

Обязанности, в первую очередь, связаны с формированием программы секции. Мы приглашаем участников, подбираем докладчиков, которые выступят по теме, интересной многим. Предполагаю, что в этом году мы снова включим в программу не менее двух десятков докладов. Даже при максимальном заполнении секции мы дадим возможность выступить всем желающим за те два дня, в которые будет проходить научная конференция.
Очень важно, что по итогам мероприятия будет опубликован сборник докладов. В связи с тем, что секции проходят параллельно, велика вероятность, что присутствуя на одной, пропустишь выступления другой. Но если не успел послушать какого-то определенного участника, то его доклад можно прочитать потом в сборнике.

Поступили ли уже первые заявки? Каким вопросам посвящены тезисы? Исходя из них, можно ли ожидать новых актуальных или даже прорывных докладов в этом году?

Большая часть заявок посвящена навигации. Но в этом году добавятся и доклады по связной тематике, в том числе по результатам опытно-конструкторских работ, которые ведутся сейчас в НИИМА «Прогресс».
Мы ожидаем тезисы от разработчиков навигационно-связной бортовой аппаратуры для космоса. Над привлечением участников по этому направлению работает второй модератор секции – Владимир Стешенко, заместитель генерального конструктора по электронно-компонентной базе АО «Российские космические системы».
Впервые на конференции появится доклад по теме беспилотных автомобилей. Новую интересную разработку совместно представят ПАО «КАМАЗ» и компания «Фарватер». Беспилотный транспорт сегодня является перспективным направлением во всем мире. Мы планируем развивать его в дальнейшем в рамках форума и привлекать на постоянной основе все больше докладчиков из этой сферы.
Кроме того, в программе секции ожидаются доклады по теме локальных систем навигации, являющихся альтернативой ГЛОНАСС и GPS в условиях полной потери сигналов ГНСС. В частности, НИИМА «Прогресс» представит первые результаты своих работ в этой области. Институт находится в числе первых в России, кто делает собственную помехоустойчивую систему локальной навигации. В применении таких технологий заинтересовано ФГУП «Росморпорт». Аппаратура для локальной навигации способна обеспечить бесперебойный навигационный сигнал судам, следующим с важным и опасным грузом, например, газоналивным танкерам. Так, очень высокие требования к навигации предъявляются, когда принадлежащий России ледокольный танкер-газовоз класса Yamalmax «Кристоф де Маржери» швартуется в морском порту Сабетта (океанском экспортном терминале проекта «Ямал СПГ»), наполняется на местном комбинате сжиженным природным газом и отправляется с этим грузом в Европу или Америку. Для такого судна пропадание навигационного сигнала при выходе из Обской губы и на всем пути следования крайне опасно.
Новую аппаратуру НИИМА «Прогресс» планирует опробовать сначала в Архангельске, где есть выход через Северную Двину в море. В этом районе – множество островов и речных протоков. Если испытания в этих условиях пройдут успешно, мы продолжим работы в рамках проекта на Ямале.

Чем, на Ваш взгляд, полезны такие мероприятия как научная конференция и форум «Микроэлектроника 2018»?

Польза заключается в том, что мы раз за разом поднимаем насущные вопросы отрасли. Например, тему поддержки отечественных разработчиков мы затрагивали в позапрошлом и прошлом годах, будем обсуждать на этом и последующих форумах. Мы продолжим говорить о том, что отечественная навигационная аппаратура существует. И она не только не уступает зарубежной по ряду характеристик, но и обладает конкурентными преимуществами.
В рамках научной конференции мы затрагиваем и новые актуальные темы, такие как беспилотный транспорт. Когда мы говорим об этом, то делаем заявку, что уже участвуем в проектах этого направления. С помощью конференции мы можем сказать, что в России действительно есть такие разработки. В частности, ими занимается и НИИМА «Прогресс».
Помимо прочего, мероприятие позволяет членам нашего сообщества знакомиться друг с другом. Мы даем возможность встретиться производителям и потребителям. Их дальнейшее партнерство является основой развития отрасли.

Новости
Авторам и подписчикам журнала «Нано- и микросистемная техника»
Журнал НМСТ включен в Web of Science
Точные измерения - основа качества и безопасности / MetrolExpo-2024
Статьи из журнала НМСТ опубликованы на английском языке
ПРЕДКОНФЕРЕНЦИИ РОССИЙСКОГО ФОРУМА «МИКРОЭЛЕКТРОНИКА 2023»
Учёт опубликованных в журнале «Нано- и микросистемная техника» статей в Минобрнауки России в отчете публикаций за 2022 г.
Журнал НМСТ включен в Перечень ВАК - 2022
Вебинар: Проектирование МЭМС-акселерометра с использованием CoventorMP
<-- Архив новостей -->

Конференции
Итоги российского форума «Микроэлектроника 2023»
Выставка "Навигация и связь в особых условиях", г. Москва, Конгресс-центр
Российский форум «Микроэлектроника» - межотраслевая площадка для общения специалистов в области разработки, поставки и применения ЭКБ и РЭС
II Специализированная выставка "Навигация и связь в особых условиях"
Пост-релиз Выставки "Навигация и связь в особых условиях"
Итоговый пресс-релиз Выставки "Навигация и связь в особых условиях"
Деловая программа выставки "Навигация и связь в особых условиях"
Деловая программа выставки "Навигация и связь в особых условиях"
Добро пожаловать на выставку "Навигация и связь в особых условиях"
Итоги российского форума «Микроэлектроника 2022»
ХI всероссийская научно-техническая конференция «ЭКБ-2022»
Сформирована программа второго дня пленарной работы форума. Одна из тем пленарного заседания - «Доверенность ЭКБ и РЭА – тема для спекуляций или объективный вызов?»
В сентябре 2022 года состоятся две предконференции Российского форума «Микроэлектроника 2022»
Стали известны подробности Архитектуры и программы Российского форума «Микроэлектроника 2022»
Российский форум «Микроэлектроника 2022»: время перемен – пора новых возможностей
<-- Архив конференций -->

Российская академия наук




  © 1999-2024 "Нано - и микросистемная техника".