Нано- и микросистемная техника
Русский
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
English
Содержание
Архив статей с 1999 г.
Поиск аннотаций и статей
Цели и задачи
Разделы
Ред. коллегия
Учредители
Подписка
Авторам
Этические нормы
Рецензирование
Обучение по НМСТ
Литература по МСТ
Полезные ссылки
Адрес редакции


Сделать стартовой
В избранное

Издательство "Новые технологии"
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)"
Институт сверхвысокочастотной полупроводниковой электроники РАН
Рекламно-издательский центр «ТЕХНОСФЕРА»
Rambler's Top100
Новости

Интервью с Игорем Корнеевым – к.т.н., директором по научной работе АО «НИИМА «Прогресс», модератором секции «Навигационно-связные СБИС и модули»

Игорь Леонидович, секция «Навигационно-связные СБИС и модули» существует в программе научной конференции «Микроэлектроника – ЭКБ и электронные модули» с момента основания форума «Микроэлектроника». Все это время Вы являетесь ее модератором. Расскажите, пожалуйста, как секция проходила в предыдущие годы, чему были посвящены доклады.

Секция «Навигационно-связные СБИС и модули» уже четвертый год посвящена микроэлектронным компонентам и устройствам на основе микроэлектронных чипов. В этот раз традиционно будет сделан упор на навигацию. Именно в этой сфере российские разработчики добились наибольших результатов. В частности, успешным является направление «ГЛОНАСС», в котором мы соответствуем мировому уровню.
В прошлые годы участники представляли доклады по таким направлениям, как наземная аппаратура для «ГЛОНАСС» и GPS, система Galileo, микроэлектронные модули глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), аппаратура высокоточной навигации. Последняя с точностью до нескольких сантиметров может, например, обеспечить навигацию на поле, где работает сельскохозяйственная техника. Это позволяет аграриям экономить сельхозматериалы, семена, улучшать качество обработки. Часть докладов была посвящена поддержке российских производителей в этих областях.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об отечественных достижениях и текущей ситуации в направлении навигационно-связных СБИС и модулей.

Раньше в России навигационного рынка как такового не существовало. Мы сами его создали, и поначалу он на 100% формировался за счет собственных компонентов. Потом на него пришли зарубежные производители и вытеснили отечественных. За последние 6-7 лет наша доля сильно снизилась и сейчас составляет 0,3%. Теперь нам приходится бороться даже не напрямую с иностранными компаниями, а с автопроизводителями, которые предпочитают пользоваться их продукцией.
Если рассматривать модули ГНСС, то отечественные разработки выдерживают конкуренцию с импортными по техническим параметрам, но немного проигрывают им по цене. Причина очевидна: за рубежом такой продукции производится в десятки раз больше, чем в России. Чтобы нам приблизиться к таким партиям, нужна государственная поддержка в области сбыта. Увеличение продаж позволит уменьшить стоимость изделий.
Этот вопрос среди прочих поднимался на трех предыдущих форумах. На настоящий момент выпущено несколько постановлений Правительства РФ, в которых даны определения отечественного продукта и отечественной компании, описаны меры по их поддержке в рамках государственных и муниципальных закупок.
При этом все же основной рынок навигационных модулей формируется не за счет объемов, производимых в рамках гос. закупок. Большая часть изделий выпускается для проектов «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон». По нашим оценкам, для них в России требуется порядка двух млн навигационных модулей в год. На долю зарубежных изделий приходится 75% продаж на этом рынке. Оставшиеся 25% занимают три российские компании, которые, однако, не используют в производстве ни одного отечественного компонента.
В области высокоточной навигации ситуация другая: зарубежные разработчики продают свою продукцию дороже, пользуясь монопольным положением на рынке. Это открывает для российских производителей возможность выиграть конкуренцию за счет отличающейся в разы цены.
В связном направлении достижения отечественных разработчиков менее масштабны, чем в навигационном. Но шаги, безусловно, предпринимаются. Например, мы в НИИМА «Прогресс» работаем над собственным модемом на лицензионных зарубежных чипах. В этом мы следуем международной практике. Сегодня сотни разработчиков создают свои модемы на чипах, производимых всего несколькими компаниями в мире.

Какие у вас обязанности как модератора секции?

Обязанности, в первую очередь, связаны с формированием программы секции. Мы приглашаем участников, подбираем докладчиков, которые выступят по теме, интересной многим. Предполагаю, что в этом году мы снова включим в программу не менее двух десятков докладов. Даже при максимальном заполнении секции мы дадим возможность выступить всем желающим за те два дня, в которые будет проходить научная конференция.
Очень важно, что по итогам мероприятия будет опубликован сборник докладов. В связи с тем, что секции проходят параллельно, велика вероятность, что присутствуя на одной, пропустишь выступления другой. Но если не успел послушать какого-то определенного участника, то его доклад можно прочитать потом в сборнике.

Поступили ли уже первые заявки? Каким вопросам посвящены тезисы? Исходя из них, можно ли ожидать новых актуальных или даже прорывных докладов в этом году?

Большая часть заявок посвящена навигации. Но в этом году добавятся и доклады по связной тематике, в том числе по результатам опытно-конструкторских работ, которые ведутся сейчас в НИИМА «Прогресс».
Мы ожидаем тезисы от разработчиков навигационно-связной бортовой аппаратуры для космоса. Над привлечением участников по этому направлению работает второй модератор секции – Владимир Стешенко, заместитель генерального конструктора по электронно-компонентной базе АО «Российские космические системы».
Впервые на конференции появится доклад по теме беспилотных автомобилей. Новую интересную разработку совместно представят ПАО «КАМАЗ» и компания «Фарватер». Беспилотный транспорт сегодня является перспективным направлением во всем мире. Мы планируем развивать его в дальнейшем в рамках форума и привлекать на постоянной основе все больше докладчиков из этой сферы.
Кроме того, в программе секции ожидаются доклады по теме локальных систем навигации, являющихся альтернативой ГЛОНАСС и GPS в условиях полной потери сигналов ГНСС. В частности, НИИМА «Прогресс» представит первые результаты своих работ в этой области. Институт находится в числе первых в России, кто делает собственную помехоустойчивую систему локальной навигации. В применении таких технологий заинтересовано ФГУП «Росморпорт». Аппаратура для локальной навигации способна обеспечить бесперебойный навигационный сигнал судам, следующим с важным и опасным грузом, например, газоналивным танкерам. Так, очень высокие требования к навигации предъявляются, когда принадлежащий России ледокольный танкер-газовоз класса Yamalmax «Кристоф де Маржери» швартуется в морском порту Сабетта (океанском экспортном терминале проекта «Ямал СПГ»), наполняется на местном комбинате сжиженным природным газом и отправляется с этим грузом в Европу или Америку. Для такого судна пропадание навигационного сигнала при выходе из Обской губы и на всем пути следования крайне опасно.
Новую аппаратуру НИИМА «Прогресс» планирует опробовать сначала в Архангельске, где есть выход через Северную Двину в море. В этом районе – множество островов и речных протоков. Если испытания в этих условиях пройдут успешно, мы продолжим работы в рамках проекта на Ямале.

Чем, на Ваш взгляд, полезны такие мероприятия как научная конференция и форум «Микроэлектроника 2018»?

Польза заключается в том, что мы раз за разом поднимаем насущные вопросы отрасли. Например, тему поддержки отечественных разработчиков мы затрагивали в позапрошлом и прошлом годах, будем обсуждать на этом и последующих форумах. Мы продолжим говорить о том, что отечественная навигационная аппаратура существует. И она не только не уступает зарубежной по ряду характеристик, но и обладает конкурентными преимуществами.
В рамках научной конференции мы затрагиваем и новые актуальные темы, такие как беспилотный транспорт. Когда мы говорим об этом, то делаем заявку, что уже участвуем в проектах этого направления. С помощью конференции мы можем сказать, что в России действительно есть такие разработки. В частности, ими занимается и НИИМА «Прогресс».
Помимо прочего, мероприятие позволяет членам нашего сообщества знакомиться друг с другом. Мы даем возможность встретиться производителям и потребителям. Их дальнейшее партнерство является основой развития отрасли.

Новости
Журнал НМСТ включен в международную базу и Перечень ВАК.
Журнал НМСТ включен в Web of Science
Журнал НМСТ и база данных Scopus
Интервью с Игорем Корнеевым – к.т.н., директором по научной работе АО «НИИМА «Прогресс», модератором секции «Навигационно-связные СБИС и модули»
Дмитрий Тужилин: «Без собственных современных разработок в области технологического и контрольно-измерительного оборудования невозможно создание конкурентоспособной ЭКБ».
Интервью с заместителем руководителя секции «Материалы микро- и наноэлектроники» Валерием Бокаревым
Цифровизация экономики России и рынки будущего - ключевая тема форума "Микроэлектроника 2018"
12 проектов стали победителями конкурса «Фестиваль инноваций»
Модератор секции «Информационно-управляющие системы», д.т.н. Алексей Якунин: «Не сомневаться, а действовать!»
Самая насыщенная секция «СВЧ интегральные схемы и модули» анонсировала демонстрацию новых разработок
Московский технологический университет МИРЭА продолжает обучение по Программе профессиональной переподготовки "Фотоника и радиофотоника в радиоэлектронных системах сверхвысокочастотного диапазона"
К читателям
Проводится набор на дополнительное обучение в МГТУ МИРЭА на курс "Современная радиофотоника"
Журнал НМСТ занял 411 место в общем рейтинге научных журналов SCIENCE INDEX за 2012 год.
MEMS and Semiconductor Equipment Brokerage Sell, Buy or Lease
Грант $175000 для исследователей и разработчиков микроэлектромеханических систем (МЭМС)
КОНЦЕПЦИЯ по развитию производства МЭМС-изделий в России на период до 2017г.
Журнал НМСТ включен в справочник российской академии наук 2012
Книга "Успехи наноинженерии: электроника, материалы, структуры."
Открыто обучение по новому направлению 222900 - "Нанотехнологии и микросистемная техника" бакалавры и магистры - дневная и вечерняя (очно-заочная форма) обучения в МИРЭА.
ПОИСК ПОЛНОГО ТЕКСТА СТАТЕЙ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ
<-- Архив новостей -->

Конференции
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ МИКРОЭЛЕКТРОНИКА 2018
9-ая Международная Научно-практическая конференция по физике и технологии наногетероструктурной СВЧ- электроники «МОКЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
14-й Московский международный форум и выставка «Точные измерения – основа качества и безопасности»
2-7 октября 2017 года в городе Алушта, Республика Крым, состоялся Международный Форум «Микроэлектроника-2017»
24-26 октября в Москве, в МВЦ “Крокус Экспо» пройдет 14-я Международная выставка «Силовая Электроника».
14-й Московский международный форум и выставка «Точные измерения – основа качества и безопасности»
Министерство обороны Российской Федерации приглашает на III Международный Форум «Микроэлектроника 2017»
14-я Международная выставка компонентов и систем силовой электроники
Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения (INTERMATIC — 2017)
Оргкомитет XV Всероссийской научно-технической конференции "Твердотельная электроника и сложные функциональные блоки РЭА" (Пульсар-2017) приглашает Вас и Ваших сотрудников принять участие в конференции.
24-26 октября в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо» пройдет 14-я Международная выставка «Силовая Электроника»
Открыт прием заявок на конкурс «Фестиваль инноваций»
От идеи до выпуска готовой продукции – Микроэлектроника сокращает сроки
Международный форум «Микроэлектроника-2017» начал прием заявок на участие
<-- Архив конференций -->

МЭС-2018

Российская академия наук


14-й Московский международный форум и выставка «Точные измерения – основа качества и безопасности»

Международный Форум «Микроэлектроника 2018»

  © 1999-2018 "Нано - и микросистемная техника".